Площадь Регистан, Самарканд
Регистан – главная площадь Самарканда, которая является основной достопримечательностью этого древнего города Узбекистана и считается одной из красивейших и древнейших площадей мира, дошедшей до наших дней.
С древних времён площадь играла важную роль в жизни жителей Самарканда, будучи важным торговым и общественным центром. Здесь оглашались правительственные указы, проводились торжества по завершении войн, осуществлялись публичные казни. Считают, что название площади, в переводе обозначающее «место, усыпанное песком», возникло именно по той причине, что площадь посыпали песком, который впитывал кровь казнённых на ней.
Красивейший архитектурный комплекс на площади Регистан образуют три медресе – своеобразные духовные университеты Средневековья — Улугбек, Шир-Дор и Тилля-Кари, возводившиеся на протяжении 600 лет и представляющие собой яркий пример средневекового восточного зодчества. При приближении к площади, которая расположена на возвышенности, взгляду открывается захватывающее дух зрелище: величественные гигантские арки порталов, покрытые узорами и арабскими надписями поверхности стен, сверкающие на солнце цветные купола и изящные минареты создают ощущения попадания в настоящую восточную сказку.
В 15 веке на площади по приказу внука Тимура было возведено первое медресе — величественное здание Улугбека, строительство которого заняло 4 года. Это сооружение отличается грандиозной монументальностью, но вместе с тем и изящной лёгкостью. Медресе Улугбека было крупнейшим центром просвещения на территории Средней Азии, что придало Самарканду славу культурного и научного центра средневекового Востока.
Двумя веками позже было начато длившееся 17 лет строительство медресе Шер-Дор, которое возводилось как зеркальное отражение медресе Улугбека. Название этого медресе, обозначающее «здание со львами», произошло от изображённого на портале самаркандского символа власти – барса с изображением солнца на спине.
Спустя 10 лет после создания Шер-Дора было возведено медресе-мечеть Тилля-Кари, которое завершило создание гармоничного архитектурного комплекса на площади Регистан. Для достижения единства сооружений, возводившихся на протяжении нескольких веков, архитектор Тилля-Кари растянул фасад этого медресе так, чтобы создавалась зрительная иллюзия замкнутого пространства. Интерьер мечети отличается богатой росписью и позолотой, что и поспособствовало названию этого сооружения, которое переводится как «здание, покрытое золотом».
Все три здания медресе обращены к центру Регистана и создают гармоничный архитектурный комплекс, который является настоящим шедевром средневековой архитектуры Средней Азии.